История

 

История поселения Большой Кияик.

Первоначально деревня Большой Кияик называлась починок Кияик. (починок — новое поселение, деревенька на вновь расчищенном участке), в дальнейшем — село и вновь деревня.

Починок Кияик обосновали переселенцы из д. Забегалово, починок Ильина, починок Тукмачи, починок Кириллово. Эти поселения относились к приходу Крестовоздвиженской церкви с. Гольяны. По данным списка населённых мест (по сведениям 1859 — 1873 г.) поч. Каз. Кияик при речке Кияик, расстояние от уездного города — 118 вёрст, от станового кварт. — 42 версты, 27 дворов , жителей м.п. — 125 душ, ж.п. — 155 душ, 2 мельницы, 3 кузницы.

В 1807 году все крестьяне близлежащих поселений приписаны к Ижевскому заводу непременными работниками, обязанными обеспечить этот завод древесным углём и выполнять другие обязанности. В 1867 году при императоре Александре II непременные работники были отпущены на выкуп и стали казёнными (государственными) крестьянами.

До 1850 года с. Люк, поч. Шашур, поч. Люк, поч. Кияик, д. Н. Сентег, д. Вукочудзя (Шабердино), д. Тлочудзя (Люкшудья), д. Динтем — Вамья входили в приход Александро — Невского собора Ижевского завода.

В собор Александо — Невского Ижевского завода ездить было далеко, от поч. Кияик — 42 версты, от с. Люк — 30 вёрст. По просьбе крестьян в с. Люк открыт приход (по Указу Священного Синода от 13 декабря 1849 г. № 13737).

Жители поч. Кияик ходили в церковь с. Люк за 20 вёрст.

В поч. Кияик усердиями прихожан, с разрешения Епархиального начальства в 1876 г. построена деревянная часовня на кирпичном основании в честь Пресвятой богородицы Ахтырской. Величина церкви — 4 сажени длины, 4 сажени ширины, 3 сажени высоты.

По записям Петропавловской церкви за 1901-1904 гг. за часовней указываются украшения. Кроме святого креста, Евангелия и святой иконы ничего нет.

Празднества бывают: 2 июля в честь Пресвятой Богородицы Ахтырской, 8 августа Савватия и Зосимы Соловецких чудотворцев, 25 сентября преподобного Сергия Радонежского, 18 декабря святых мучеников Власия и Модеста.

В дальнейшем к часовне пристроили алтарь, часовня стала церковью, а починок — селом. Расстояние от поч. Кияик до прихода с. Люк — 20 вёрст.

В своей церкви с. Б. Кияик пели прихожане: Пушин Пётр Кириллович, Семёновых Егор Пахомович, Пущина Пелагия Константиновна, Пушина Капитолина Ивановна, Пушина Анна Сергеевна (наша мама). Будучи совсем старенькой, дома пела молитвы. Когда надо было, ходили на спевки.

В церкви с. Б. Кияик проводили крещение, венчание, отпевали усопших, а записи приводили в метрических книгах Петропавловской церкви с. Люк. Наши родители: Алексей Устинович и Анна Сергеевна Путины венчались в данной церкви в октябре 1922 г.

В 1895 г. в п. Кияик открыта школа грамоты. Законоучителем и директором школы был священник Петропавловской церкви с. Люк Дмитрий Саввин Селюков, учителем — крестьянин Сергей Тихонов Решетников (право на звание учителя до 1904 г. не имел). С 1904 г. право на звание учителя у Сергея Тихонова Решетникова имеется.

Шли годы, в 1930 г. в д. Б. Кияик создали колхоз, не было зданий для учреждений культуры. Решили закрыть церковь. На заседании Президиума Ижевского исполкома от 01. 02. 1930 г. слушали информацию тов. Глухова и материалы по закрытию Кияикской церкви. Постановили: ввиду отказа самих верующих и церковного совета, учитывая требования масс — решение объединённого собрания граждан с. Кияик Ижевского района о закрытии церкви одобрить, церковь закрыть, договор аренды церкви с верующими считать расторгнутым. Помещение церкви передать в распоряжение Б. Кияикского с/с для использования под культурные учреждения. Однако не все прихожане хотели закрытия церкви. На заседании Президиума Ижевского исполкома от 01.04. 1930 г. слушали об открытии Б. Кияикской церкви. Постановили: предложить Б.Кияикскому с/с церковь открыть, виновных в самовольном снятии крестов привлечь к ответственности.

Вновь вернулись к вопросу о закрытии церкви в 1932 г. На заседании президиума Б. Кияикского с/с от 4 августа 1932 г. в количестве 20 чел. Утверждали акт по обследованию церкви. Церковь с 1928 г. не обслуживает верующих. Ремонт не производился с 1922 г., церковь деревянная, на кирпичном основании.

9 сентября 1932 г. состоялось заседание постоянной комиссии при облисполкоме Удмуртской автономной области с повесткой дня: 1) о распоряжении договора с общиной верующих села Большой Кияик. Слушали параграф 1, общее собрание колхозников 26 октября 1931 г. своим постановлением требует церковь с. Б.Кияик, как пустующую, отдать под красный уголок. Президиум Ижевского исполкома в протоколе от 1 февраля 1930 г. постановил, учитывая требования самих масс о закрытии церкви, договор на отдачу верующим церковного здания расторгнуть и церковь ликвидировать. Актом осмотра церковного здания специальной технической комиссией, произведённого 3 августа 1930 г., установлено, что здание церкви, не используемое верующими с 1928 г. и оставленное ими без наблюдения, начало уже разрушаться: обшивка здания пришла в негодность, крыша проржавела на 50 % и протекает, ограда разрушается. На основании этого акта президиум  Б. Кияикского с/с на заседании от 4 августа 1932 г. постановил: договор на отдачу Б.Кияикской общине верующих церковного здания расторгнуть, церковь ликвидировать и здание церкви передать в распоряжение Б.Кияикского с/с для использования под культурно-просветительские учреждения. Ликвидацию произвели порядком, указанным в ст. 40 закона от 8 апреля 1929 г. Предложить Ижевскому горсовету объявить об этом верующим с разъяснениям порядка и срока обжалования постановления ВЦИК. В случае обжалования верующих настоящего постановления на основании 44 ст. закона от 8 апреля 1929 г. ликвидацию молитвенного здания приостановить впредь до рассмотрения ВЦИКом.

Церковь в с.Б.Кияик закрыта 9 сентября 1932 г.

После закрытия церкви здание называлось глубинкой, его использовали для хранения зерна. В пятидесятых годах в здании церкви был клуб. Наш земляк Вениамин Гаврилович Глухих, проживающий в с.Люк, организовал перенесение здания Б. Кияикской церкви в с. Люк, где она и стоит по сей день.

Составила Пушина Алевтина Алексеевна на основании документов ЦГА УР. Фонд 245, опись 4, дело 109, 111,113,114.

С 1932 года здание храма использовалось под разные нужды. К началу 90-х годов здание было заброшено и разрушалось.

Перейти к верхней панели